Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Краткий словарь терминов современного менеджмента

Раздел 1. Стратегический менеджмент
Раздел 2. Организационное проектирование (структуры и функции бизнес-систем)
Раздел 3. Описание и совершенствование процессов
Раздел 4. Организационное поведение и управление персоналом
Раздел 5. Логистика и управление производством
Раздел 6. Управление проектами
Раздел 7. Финансовый менеджмент
Раздел 8. Контроллинг и управленческий учет
Раздел 9. Маркетинг
Раздел 10. Менеджмент качества
Раздел 11. Менеджмент знаний
Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Бизнес-моделирование: технологии и системы нового поколения. Только на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | Краткий словарь терминов современного менеджмента

Краткий терминологический словарь и библиотека техник логистики

Глоссарий:

А

Основная цель логистического  анализа

 

Анализа АВС – метод (правило 80-20)

 

Анализа АВС – результат

 

Анализа XYZ - метод

 

Анализа XYZ - результат

 

Аутсорсинг

Б

Бизнес-процесс

 

Бизнес-процессов структура

 

Бизнес-процессов реструктуризация (реинжиниринг)

 

Бизнес-процессов непрерывное усовершенствование (CPI –метод)

 

Бизнес-процесс реинжиниринг (BPR –метод)

В

Вертикальное сжатие бизнес-процессов

 

Выбор поставщика

 

Выбор логистических посредников

 

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга

Г

Горизонтальное сжатие бизнес-процессов

Д

ДРП – 2 (DRP - 2)

З

Задача MOB

 

ЗАПАСЫ

 

Запасы Производственные

 

Запасы Товарные

 

Запасы Текущие

 

Запасы Подготовительные

 

Запасы Переходящие

 

Запасы Сезонные

 

Запасы Страховые (гарантийные)

 

Запасами - Цель управления

 

Запасами управление статистическое (SIC -методl)

 

Закупочная логистика

И

Информационный поток

 

Информационной логистики задачи

К

Канбан

 

Компоненты эффективности логистики

 

Классификация систем контроля за состоянием запасов

Л

Логистическая операция

 

Логистические издержки

 

Логистическая система

 

Логистический канал

 

Логистическая цепь

 

Логистический сервис

М

Материальный поток

 

Метод «Точно  в  срок» (JIT - Just In Time)

 

Методы решения задачи размещения складов

 

Маркировка

 

Классификация маркировки

 

Классификация логистических систем организации производства

 

МРП (MRP)

 

МРП - 2 (MRP - 2)

О

ОПТ (ОРТ)

П

Программное планирование закупок

 

Производственная логистика

 

Производственной логистики задачи

Р

Распределительная логистика 

 

Разграничение заготовительной и распределительной логистики 

С

Система снабжения производства по запросам 

 

Система «толкающего» типа

 

Система «тянущего» типа

 

Системный подход

 

Склады

 

Складская логистика

 

Складской логистики задачи

 

Склада показатели работы

 

Складов выбора задачи

Т

Транспортная логистика

 

Транспортной логистики задачи

 

Транспортного средства выбор

 

Транспортная характеристика груза

У

Уровень логистического сервиса

Ф

Формула Вильсона

Х

Характеристика груза

Ш

Штриховой код, бар – код

Э

Эффективность логистической системы

Системный подход – комплексное изучение объекта исследования как единого целого с позиции системного анализа.

Материальный поток – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. (Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”). Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (см. Также «Задачи информационной логистики»)

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).

Эффективность логистической системы – это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.

Компоненты эффективности логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам (см. также «Некоторые показатели эффективности логистической системы»)

Основная цель логистического  анализа классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.

Метод АВС – анализа (правило 80-20) -  средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы

Результат АВС – анализагруппировка ресурсов по трем категориям:

  • Категория А  включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля.  Ресурсы этой группы - основные в бизнесе фирмы.
  • Категория В  составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).
  • Категория С  включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

Метод XYZ -анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа  в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

Результат XYZ -  анализа - группировка ресурсов по трем категориям:

  • Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
  • Категория  Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
  • Категория  Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

ЗАПАСЫэто находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. ЗАПАС – это форма существования материального потока: материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.

Производственные запасы - часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях – потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы - часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий – изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Запасы товарные подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.

Текущие запасы – основная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

Подготовительные запасы - часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.

Переходящие запасы остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.

Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.

Страховые (гарантийные) запасы - резервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.

Цель управления запасами - обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной  реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов,  нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами

SIC (Statistical Inventory Control) – техника управления запасами использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний – с учетом времени изготовления).

 

Формула Вильсона - формула для определения оптимальной величины заказа

 

Классификация систем контроля за состоянием запасов – производится в зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров как: размер заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период повторения) заказа (см. Таблицу Л0 )

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. (Сравнение традиционного и логистического подходов к постановке снабжения приведены в Таблице Л2 )

Программное планирование закупок - процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы. Метод осуществляет планирование на 3-х уровнях:

  1. уровень – планирование программы производства;
  2. уровень – определение потребностей и распределение материалов;
  3. уровень – оперативное управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система).

Система снабжения производства по запросам  - по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения

Метод «Точно  в  срок» (JIT - Just In Time) – полная синхронизация  процессов снабжения  с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.(см. также )  

Выбор поставщика – процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий (см. Таблицу Л3 )

Задача MOB (Make Or Bye - «сделать» или «купить»)  - решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или  реализации вспомогательных процессов.  Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих.

Аутсорсинг - это отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере ремонта или обслуживания оборудования.  Русский аналог слова аутсорсинг - кооперация

Распределительная логистика  - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Распределительная логистика должна обеспечить системную взаимосвязь:

  • процесса управления материальными и информационными потоками с целями и задачами маркетинга;
  • процесса распределения с процессами  производства и закупок в плане сквозного управления материальными потоками);
  • всех функций внутри самого распределения.

Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь 2 – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Условные обозначения:

Т1…….Тn - множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

D1……..D- множество оптовых и розничных посредников (см. Рис. Л4 )

Выбор логистических посредников - использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование, и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.

Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Задачи выбора складов - определение оптимального количества складов  в системе распределения и определение оптимального месторасположения  складов (распределительных центров) на обслуживаемой территории.

Методы решения задачи размещения складов (распределительных центров):

  •   Эвристический метод
  •   Метод полного перебора
  •   Метод определения центра тяжести
  •   Метод сетки

Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров и неразрывно связан с процессом распределения. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

Уровень логистического сервиса - количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга -  маркетинг формирует спрос, а логистика - его реализует путем создания технико–технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением (см. Рис. Л5 )

Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики  - момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически данный вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли – продажи, основные положения которых систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании «INCOTERMS» (См. Таблицу Л4 )

Склады – здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к  потреблению и отпуску потребителям.

Задачи складской логистики

  • Рациональная планировка  склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
  • Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;
  • Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;
  • Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
  • Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;
  • Максимальное использование возможностей информационных систем.

Показатели работы склада -  технико – экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. (См. Таблицу Л5 )

Штриховой код, бар – код – комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Задачи транспортной логистики:

  • Выбор вида транспортного средства.
  • Выбор типа транспортного средства.
  • Определение разноканальных маршрутов доставки.
  • Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса.
  • Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).
  • Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей.
  • Выбор вида транспортного средства - одна из основных задач транспортной логистики, решаемая с учетом следующих данных:
  • базисных условий поставки;
  • характера груза – его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;
  • количества отправляемых партий груза;
  • места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных, климатических, сезонных характеристик;
  • расстояния, на который должен быть доставлен груз;
  • ограничений скорости перевозки груза;
  • ценности груза;
  • близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.д.

Транспортная характеристика груза – совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.

Характеристика груза – это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и перевозки, физико – химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

Маркировка – различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.

Классификация маркировки:

  • Товарная – содержит наименование изделия, название производителя товара, его адрес, заводскую марку (товарный знак), качественные характеристики (сорт, ГОСТ и т.д.) и другие необходимые сведения о товаре.
  • Отправительская – содержит номер места, (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.
  • Транспортная – наносится в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправлений, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, масса брутто и нетто.
  • Специальная – указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций.

Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Задачи производственной логистики:

  • Планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • Разработка план–графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;
  • Разработка графиков запуска – выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
  • Установление нормативов незавершенного производства и контроль  за их соблюдением;
  • Оперативное управление производством и организация выполнение производственных заданий;
  • Участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;
  • Участие в разработке и реализации производственных нововведений;

Классификация логистических систем организации производства:

  • «толкающего» типа МRP; DRP и др.
  • «тянущего» типа ОРТ, Канбан и др
  • Комбинации систем «толкающего» и «тянущего» типа МRP-2 - Канбан

Система «толкающего» типа представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции.

Система «тянущего» типа – система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей только по мере необходимости.

МРП (MRP) -  планирование потребности в материалах. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени (См. Рис. Л6

МРП - 2 (MRP - 2) -  система планирования производственных ресурсов, включающая функции МРП, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др. (См. Рис. Л7

ДРП – 2 (DRP - 2) -  система управления и планирования распределением продукции, позволяющая не только учитывать рыночную конъюнктуру, но и активно воздействовать на нее. (См. Рис. Л8

ОПТ (ОРТ) -  оптимизированные производственные технологии. Основным принципом системы ОПТ является выявление “узких” мест – критических ресурсов, в качестве которых могут выступать:
  запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал. (См. Рис. Л9

Канбан -  комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства. (См. Рис. Л10  ) 

JIT («Точно в срок») – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитываемого спроса и точного управления, резко сокращаются запасы и длительность производственного цикла.

Задачи информационной логистики:

1. Организация и структуризация потоков данных сопровождающих материальный поток

2. Доставка их в требуемое место в требуемое время и в требуемом объеме

3. Накопление структурированных данных - формирование информационного поля для проведения полномасштабного анализа

4. Обеспечение  проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация анализа и результатов, экспертные рекомендации)

5. Доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

(См. также Рис. Л5а «Назначение данных в логистической информационной системе)

Бизнес-процесс - модель преобразования сущностей типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции

Структура процессов  - отражение компонент процессов и устойчивых связей между ними

Реструктуризация бизнес-процессов  - изменение модели бизнес-процессов компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ, изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов

Непрерывное Усовершенствование Процесса (CPI – Continuous Process Improvement ) - методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов

Бизнес-процесс реинжиниринг (BPR -business process reengineering)  - методика кардинальной реструктуризации бизнес-процессов

Вертикальное сжатие бизнес-процессов - объединение нескольких разноуровневых рабочих процедур в одну

Горизонтальное сжатие бизнес-процессов   - объединение нескольких одноуровневых рабочих процедур в одну

Команда процесса  - выделенная группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса (Во главе команды стоит «Владелец процесса»)

Количественные  модели  логистики  - количественные описания логистических  моделей компании

Workflow  - программное обеспечение для описания, проектирования, управления и контроля бизнес-процессов

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2017 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”