Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Построение эффективного бизнеса в 21-ом веке. Как это делают с помощью новейших методов и технологий управления? Узнайте на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | БИГ-СПб | Менеджмент качества

Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях.

Денис Дьяконов,
Консалтинговая компания «Дьяконов и партнеры»

На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются единственным ясным предложением в направлении повышения качества. Ложкой дегтя в бочке меда являются заложенные в них конфликты с российской действительностью.

Методическая проблема

Почти все внешние и некоторые российские потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ИСО 9001. Это хороший толчок к началу работ по качеству, но он может привести к бесполезным затратам и разочарованию в стандартах, если не выстроит правильный пусть выполнения работ по качеству.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ИСО 9001 весьма консервативны. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументированно». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Ощущается и конфликт культур

Прежде всего, наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ИСО 9000 – это «жить по правилам, которые помогают жить лучше».

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Гротескно утрируя, можно сказать, что в целом культурный базис российских систем менеджмента качества – это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказания….. непричастных.

Смена базиса – сложная задача, которую надо обсуждать, исследовать и понимать возможные последствия. В частности, возможные опасности можно представить на примере «большой системы» - России. Попытка сменить базис системы на уровне страны, т.е. заменить тот же самый репрессивный милитаристский базис на более человечный и демократичный, привела ко многим нежелательным явлениям, гримасам и уродствам, которые еще предстоит искоренять.

Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Пробел образования

Это пропущенные этапы развития менеджмента качества и, прежде всего, статистических методов управления качеством.

Парадигма Шухарта - Деминга не отражена в стандартах ИСО 9000 , но показала свою эффективность в 50-70 –е годы в Японии, в 80-90-е годы в США и Европе.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества – это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Лечение без диагноза

Можно удивляться тому, как легкомысленно предприятия начинают внедрять стандарты ИСО 9000. Многие руководители поручают подготовку документов по системе качества рядовым сотрудникам, чаще всего почему-то отделов стандартизации, но при этом надеются, что в результате внедрения стандартов все болезни менеджмента предприятия пройдут сами собой. Они не проводят диагностику менеджмента, не выявляют болезни и не определяют методики лечения.

А между тем, реформы, которые вывели Японию в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента. Аналогичные исследования следует провести и в России.

Необычная альтернатива

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2017 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”